Интервью, Музыка — 21 марта 2024, 09:43

«Очень люблю, когда песню не нужно вымучивать». Интервью с музыкантом и саунд-продюсером Егором Сесаревым

Свежий альбом Егора Сесарева «Боль и красота» (вышел 15 декабря 2023 года) — это концентрат пьянящих эмоций, растворенный в урбанистических пульсациях музыки. Релиз будет представлен 21 марта на сцене «16 Тонн» (Москва) и 24 марта в Union (Санкт-Петербург). Артист рассказал SRSLY о влиянии рейв-культуры, спонтанности в творчестве и тонкостях работы саунд-продюсера.

У меня сложилось впечатление, что этот альбом говорит о твоей творческой зрелости…

Я часто, когда работаю над альбомами, придумываю себе концепцию, но дальше нахожусь в свободном полете. У меня не было задач показать свои умения или зрелость — я просто нашел способ открыть этот портал, и дальше все происходило само собой. Я только в конце работы над пластинкой убрал несколько песен, чтобы альбом стал более концептуально целостным. С другой стороны, мне сейчас 35 лет. Я пишу музыку не так, как писал ее в 20. Большой багаж опыта, наслушанности, новых мыслей…


Этот опыт привел тебя к большему лаконизму или, наоборот, к большей сложности?  

Скорее, второй путь, но он тоже непроизвольный. Даже более того: я пытаюсь сделать что-то более «песенное» — но получается не всегда. Мой саундпродюсерский опыт часто мне подсказывает довольно сложные решения, если слушать ушами неподготовленной аудитории.

Кстати, об аудитории. За время твоей карьеры слушатель эволюционировал?

Мне сложно анализировать с этого ракурса, потому что я вижу именно свою аудиторию. Она отчасти состоит из музыкантов, поэтому люди на моих концертах чисто поют. Некоторые считают темп. У меня есть песня на 6/4 (у нее такой интересный размер, «Неприлично» называется). Сразу видно некоторых музыкантов в зале, которые отсчитывают: «раз, 2, 3, 4, 5, 6, ага, все понял…» Ты их выкупаешь просто в толпе. И это люди, которые слышат музыку не так, как среднестатистическое большинство.

Я бы сказал, что прослойка, скажем, мыслящего класса и творческого стала гораздо более наслушанной, и ее границы представления о прекрасном расширились, — 100%. Но большинству людей в нашей стране интересны все те же простые песни, которые берут за душу. Это не всегда качественная музыка. Хорошо, когда качество и популярность песни совпадают. Но что греха таить, есть много очень известной музыки, которая мне не близка, и которая, по моему субъективному мнению, сделана откровенно плохо.

Это связано с соцсетями, в частности, с тиктоком, инстаграмом* , где в ходу убыстренные незамысловатые форматы?

Всегда была музыка и хорошая, и менее хорошая — с моей музыкантско-эстетской точки зрения. Cоцсети поменяли не столько музыку, сколько ее восприятие. Раньше, если ты купил виниловую пластинку, бобину или кассету, то будь добр слушать, ничего нового на этой неделе не будет. У тебя появляются фавориты, но, послушав альбом 3–4 раза, ты можешь расслышать какие-то песни, которые сначала были для тебя неочевидными, «темными лошадками». И зачастую они потом становятся самыми любимыми, если удается вникнуть в то, как и для чего она написана, ведь она не случайно написана (скорее всего).

#INSERT_ARTICLE#

Сейчас совершенно другой формат прослушивания музыки: если тебе не нравится, ты просто скипаешь и ищешь дальше. Ты совершенно не пытаешься вдуматься, вслушаться. Потому что слишком много песен выпускается ежедневно. Я сам точно так же потребляю музыку на стримингах.

Ты сейчас только что сказал «ведь была не случайно написана». Но в твоем творчестве случай имеет как раз роль? Случайно найденная фраза, аккорд, сэмпл двигает твою творческую мысль?

В этом контексте — конечно. Именно так и происходит. Более того, только так и происходит у меня в последнее время. Буквально вчера убедился вновь: когда приезжаешь на студию с намерением написать что-то, чаще всего не получается ничего. Лучше потратить это время на самообразование или просто музыку послушать на хорошем студийном  оборудовании. 

Но иногда это идет от обратного. Я могу заниматься на фортепиано, найти какую-то интересную секвенцию аккордов, и она меня вдохновит на какой-то мелодический скетч. Приходит вдохновение, как аппетит во время еды. 

#INSERT_ARTICLE#

Расскажи, как рождалась песня «Весна»?

Это была весна 2022 года. Я был в довольно смешанных чувствах, мне было тревожно, мягко говоря. Хотелось описать, что происходит внутри меня — внутри маленького человека в большое время. Я сел за фортепиано. Эта песня произошла быстро. Месяца три провела в диктофонных записях на айфоне. Я иногда к ней возвращался и раздумывал, что с ней можно сделать в плане аранжировки, поэтому, когда этот момент настал, я уже был подготовлен. Например, паверкордовые стэбы в припеве («джжжж») вдохновлены песней Kanye West & The Weeknd — Hurricane; тембральная концепция арпеджио на Juno-106 в первом куплете позаимствована из песни Pressure группы GTA (Good Times Ahead). Остальное просто само собой произошло — буквально часа за три мы с Колей Морозом сделали готовую аранжировку.  

#INSERT_ARTICLE#

Я очень люблю, когда песню не нужно вымучивать. Просто ты должен не отвлекаться, а сесть и сделать это сейчас — и все произойдет само собой. В этот момент важно музыке не мешать, она сама себя напишет.

Дальше «Весна» переходит в брейкбит. Как у тебя вообще отношения с рейв-культурой?

Есть у меня песни, которые отсылают к рейв-культуре, к брейкбиту, тустепу и различным течениям танцевальной музыки 90-х, потому что я рос в 90-е, переехал из Норильска в Санкт-Петербург в 2005 году, это все было вокруг. Я прекрасно помню и «Колбасный цех», и «Пиратскую станцию», и все эти тусовки — еще зацепил некоторые из них. Юношеское увлечение Fatboy Slim, The Chemical Brothers, The Crystal Method и иже с ними, конечно, периодически накладывает отпечаток на мое творчество, так как я состою из этих музыкальных паттернов. Они то больше, то меньше во мне резонируют, но они всегда во мне есть.

#INSERT_ARTICLE#

Тем более, что тустеп сейчас опять моден.

Тустеп — модно, да, но когда что-то слишком модно, меня это начинает отпугивать, если честно. Я сделал несколько тустеповых песен в 2017–19-х. Но когда он снова вошел в моду, я такой: «Ну нет, не буду же я делать, как все». У меня есть какие-то блоки на этот счет — наверное, надо их проработать и делать как все. (Смеется.)

Что у тебя происходит с продюсированием треков других артистов и как это соотносится с сольным творчеством?

Не так давно вышел замечательный, на мой взгляд, альбом Сабрины «Сабр», который мы с Колей Морозом спродюсировали еще три года назад. Слава Богу, эта музыка не успела устареть, потому что писалась она наперед и в режиме свободного творчества. У нас очень классное трио с Сабриной и с Колей: мы без слов понимаем друг друга, и музыка случается подчас действительно большая, по моим ощущениям. Очень люблю этот альбом, рекомендую его к прослушиванию.  


Недавно я принимал участие в работе над предстоящей пластинкой Ёлки как один из соавторов и сопродюсеров. И периодически работаю с разными ребятами, которые мне интересны и которым интересен я. С кем-то больше взаимопонимания, с кем-то — меньше. По-разному бывает. Но в целом продюсерская деятельность, помимо того, что подпитывает меня финансово и позволяет заниматься свободным сольным творчеством, — это всегда и интересный опыт. Работая с разными людьми, ты всегда открываешь новые подходы к продюсированию, к сонграйтингу вне зависимости от степени их таланта. Поэтому я сейчас смотрю на свою саундпродюсерскую деятельность со знаком «+». Однозначно.  

Твоя совместимость с артистами связана с твоим режимом студийной работы? Как я понял, он сводится к тому, чтобы друг друга не торопить и чтобы обстановка была непринужденной.

Я недавно говорил об этом в другом интервью и имел в виду конкретные случаи. На самом деле я человек довольно трудолюбивый и могу просидеть на студии 10–12 часов кряду, если есть дедлайн. Но я не люблю, когда меня напрягают и торопят: пообедал, давай быстрее! Ну, чувак, как бы не вариант. Я сейчас только напрягусь, закроюсь, и мы не сделаем ничего хорошего. 

Работая с музыкой, мы имеем дело с тонкими материями. Тут всем должно быть уютно, комфортно и, в идеале, — всем должно хотеться друг друга обнять. Тогда случается что-то прекрасное.

#INSERT_ARTICLE#

Если у артиста мало времени, может быть, легче просто записать его вокал и отправить его дальше по своим делам? 

Не соглашусь. Этот путь более долгий, потому что человек, даже просто находясь в помещении, всегда влияет на написание музыки, задает определенный микроклимат, к тебе могут прийти какие-то идеи. Или он может сразу подсказать: «Эта партия мне не подойдет!» И это окей, потому что этому человеку потом с этой песней жить.  

Бывают такие случаи, когда артист не обладает  необходимым количеством времени для  совместной работы над треком. Тот же Дима Билан — постоянно на гастролях. Когда мы работали — года три, наверное, плотно, — мы в основном делали это дистанционно. И это тоже подчас приносило свои классные плоды. Но тут очень важно, чтобы все изначально любили творчество друг в друге. Если человек пришел к тебе делать аранжировку, он должен любить твое творчество и понимать, что ты можешь сделать с его песней. Потому что, если ко мне приходят и просят сделать шансон (а такое бывало), это, во-первых, странно, а во-вторых, ничего хорошего не получится.

Но сейчас же стал популярным Ицык Цыпер с клауд-шансоном (трек «Дымок» Цыпера возглавил музыкальный чарт ВКонтакте в январе 23-го, сместив даже Miyagi и Эндшпиля. — Прим. SRSLY)…

Он уникальный, пожалуй, случай: это вроде бы шансон, это вроде бы про запрещенные, некоторыми любимые, вещества. И, в конце концов, это довольно модно и неплохо сложенные биты. Это как минимум необычное сочетание, потому что я не припомню ничего подобного.

Говорят, что это тренд — синтез шансона и ньюскула. Там еще есть такой артист Гио Пика.  

Я, если честно, так и не ознакомился с творчеством Гио Пики, кроме «Патимейкера». Но, в принципе, конечно же, шансон есть часть нашего культурного кода, как бы мы к нему ни относились. А искусство движется волнами. Вот был шансон, потом шансон подутих, потом снова шансон. Точно так же и с рок-музыкой, и с рэп-музыкой. Сейчас она снова вышла в тренды; к этому надо относиться философски.


Кстати, о рэп-музыке. Ты свои фиты с некоторыми рэперами назвал «отвратительными». Что именно тебя в них не устраивает? Тем более, что многим, наоборот, очень зашло. Например, с Кравцем получилось очень органично.

Может быть, мне стоит пересмотреть свое отношение к этой песне («Настоящий секс»), но пока не могу. Даже учитывая, что я переделал оригинальную аранжировку, которую делал Daffy (битмейкер). Я пытался ее улучшить, у меня не получилось. Но материал был готов, была договоренность. Я решил: будь что будет! Доверился видению Паши (Кравца. — Прим. SRSLY), ну и, собственно, не жалею об этом, потому что это определенный опыт: нужно все-таки дожимать некоторые моменты, когда тебе что-то не нравится. Песня случилась. Она многим нравится, и пусть она будет у кого-то в плеерах. Я не люблю ее переслушивать, как и многие другие свои фиты с рэперами, будь то Кажэ Обойма (трек «Глыба» с Рем Диггой на фите) или Крип-а-Крип (трек «Подруги»). Я отношусь с большим уважением к этим ребятам — это огромные мастера своего дела, классные рэперы. Но конкретно нашими совместными композициями с ними я гордиться не могу. Так получилось. Я надеюсь, будут еще…

Это накладывает отпечаток на твою готовность в будущем делать фиты с рэперами? Вот позвонит тебе Flo Rida или Канье Уэст

(Смеется.) Слушай, ну однозначно Канье Уэст не допустит таких просчетов в саундпродюсировании, которые были допущены в песне с Кажэ Обоймой.

Это его основная специальность, потому что он в первую очередь битмейкер.

Да, я к тому же. Поэтому вряд ли я там буду чем-то разочарован, если уж такое случится.

#INSERT_ARTICLE#


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: предоставлено пресс-службой
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Теги
В этом материале:
Певец
Егор
Сесарев
Рэпер
Кравц
Певец
Сабрина
Багирова
Читайте также
Музыка — 18:09, 7 мая 2024
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: самые странные номера «Евровидения»
Новости, Новости — 7 мая, 18:09
Стивен Спилберг спродюсирует фильм по одной из любимых книг Барака Обамы
Новости, Новости — 7 мая, 14:04
Эндрю Гарфилд и Клэр Фой сыграют в экранизации детской книги «Заколдованный лес»
Новости, Новости — 7 мая, 12:03
«Поднимем бокалы по полной за наших лысеющих братьев»: SQWOZ BAB выпустил трек и клип «Озеро в лесу»
Кино — 4 мая, 22:42
На чужой стороне, на другой планете. «Камера Клэр», «Минари» и другие фильмы о поисках себя в большом мире
Новости, Новости — 3 мая, 21:14
«Еду по Питеру в такси, но помню про свой дом»: ЮГ 404 дропнул трек «Привет из прошлого лета»
Новости, Новости — 3 мая, 19:41
Мэрил Стрип и Джордж Лукас получат почетную «Золотую пальмовую ветвь»
Новости, Новости — 3 мая, 16:23
Алексей Учитель анонсировал продолжение «Летучего корабля»
Новости, Новости — 3 мая, 14:39
«Хаус с ног наголову, не тот размер, не те ноты, но по-другому не работает»: вышел трибьют-альбом «Рэйв Легенды», посвященный Диме Нове из CREAM SODA
Новости, Новости — 3 мая, 10:57
В разработку запущен фильм ужасов о Винни-Пухе и Микки Маусе
Новости, Новости — 2 мая, 22:56
Гоша Карцев разбирает натальные карты звезд в новом выпуске ютьюб-шоу «Дом Долями»
Кино — 2 мая, 16:29
Без лишних предисловий: мужчина — легенда, или За что мы любим Леонида Каневского
Новости, Новости — 1 мая, 18:35
Тильда Суинтон присоединилась к касту фильма «Баллада о маленьком игроке» с Колином Фарреллом
Новости, Новости — 1 мая, 17:01
Карла Гуджино сыграет главную роль в байопике «Флорист» о Вивьен Ли
Новости, Новости — 1 мая, 15:17
Запланированы съемки нового фильма про Астерикса и Обеликса
Кино — 30 апреля, 22:16
«Эрик», «Атлас», «Бриджертоны» и еще 3 проекта Netflix, которые надо ловить в мае
Образ жизни — 29 апреля, 11:00
Вдохновение рейв-культурой, богиней охоты и технологичностью: новинки onehundredandeight от System 108 и «Радуги», Outlaw Moscow, ECCO и других брендов
Кино — 28 апреля, 17:47
На экране и в наушниках. 10 российских актеров, которые занимаются музыкой
Новости, Новости — 27 апреля, 15:21
«Бегущий по лезвию» и «Дуэлянты»: Кайл Маклоклен назвал свои любимые фильмы
Новости, Новости — 26 апреля, 16:25
Энергия толпы и злобное звучание: Niman дропнул EP «ТОЛПЫ»
Кино — 25 апреля, 19:59
Что такое киберпанк? Рассказывает режиссер Саша Викулов
Новости, Новости — 25 апреля, 14:17
Новый цвет, логотип и слоган: «Яндекс Маркет» провел ребрендинг
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 апреля, 12:21
Сериал «Кибердеревня» продлили на 2-й сезон
Новости, Новости — 25 апреля, 10:20
Дженнифер Лопес преследует робота в трейлере фильма «Атлас»
Кино — 24 апреля, 21:51
Ну, это классика. «Бриллиантовая рука», «Любовь и голуби», «Асса» и еще 3 советских фильма, которые вернулись на большие экраны
Новости, Новости — 24 апреля, 18:16
Каллум Тернер сыграет главную роль в экранизации киберпанк-романа «Нейромант»
Новости, Новости — 24 апреля, 16:17
Новый альбом Тейлор Свифт The Tortured Poets Department установил рекорд по количеству прослушиваний
Новости, Новости — 24 апреля, 14:16
Вышел трейлер фильма «Моргни дважды» — режиссерского дебюта Зои Кравиц
Новости, Новости — 24 апреля, 12:20
Видеоигра El Paso, Elsewhere будет экранизирована. В проекте примет участие Лакит Стэнфилд
Новости, Новости — 24 апреля, 10:15
PREMIER показал тизер-трейлер сериала «Фарма» с Марком Эйдельштейном
Новости, Новости — 23 апреля, 18:20
Разработчики Atomic Heart выпустят сборник рассказов по мотивам игры
5.3
Фоллаут
(1 сезон)
7.7
Май, декабрь
7
Природа любви
7.1
Стальная хватка
6.5
По Фрейду
5.1
Halo
(1 сезон)
8.2
Бриджертоны
(4 сезон)
7.5
Рипли
(1 сезон)